суббота, 2 марта 2013 г.

Мандала. Часть I

Мандала - на санскрите, означает "круг" и "центр".

Традиционно ее обозначают кругом - символ космоса в его бесконечности, и квадрат - символ земли или мира, созданного человеком.

В Тибете мандала достигла своего наиболее полного развития и как форма искусства, и как ритуал медитации. Существует очень много различных форм мандал.

Считается, что Мандала неизбежно ведет того, кто ею пользуется, к открытию и использованию источника своей внутренней энергии.

Принцип мандалы заключается не во внешней форме, которая является специфической для каждой ситуации, а в центре, источнике, из которого вытекает энергия, образующая форму.

 Зрительные образы: форма, цвет и движение - оказывают различное психическое воздействие на человека. Если представить структуру графической мандалы в виде составляющих ее элементов, то получится ряд геометрических фигур (круг большой и малый, квадрат, треугольник, звезда). Эти фигуры считаются священными почти во всех религиях.

Так, в различных школах буддизма, широко применяющих практику медитации с использованием мандалы, считают, что мандала представляет собой модель Вселенной, включающую в себя в принципе все то, что есть в Мироздании: землю, воду, огонь, воздух (ветер), небесное пространство (эфир). Таким образом, работая с мандалой, человек работает как бы со всеми стихиями, которые существуют в Природе.
 С точки зрения современных положений психологии, воздействие геометрических фигур объясняется специфическими сигналами, которые они вызывают в глазодвигательных мышцах и зрительном анализаторе.

Глаз чисто рефлекторно прослеживает контуры изображения. На местах изломов линий глазодвигательные мышцы резко сокращаются, что связано с резко меняющимися нервными сигналами.

Напротив, при созерцании плавных линий, глазодвигательные мышцы испытывают нарастающие сокращения. Таким образом тренируется зрительный аппарат.
 Графическое изображение мандалы геометрически сбалансировано и имеет центр симметрии. Оно представляет собой приятное в эстетическом отношении изображение и вызывает спонтанную (непроизвольную) зрительную концентрацию.






Комментариев нет:

Отправить комментарий